Функциона́льный стиль -
разновидность литературного языка, в которой
язык выступает в той или иной социально значимой
сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой
обусловлены особенностями общения в данной сфере. Наличие Ф. с.
связывают также с различием функций, выполняемых языком (см. Функции языка). К внеязыковым
стилеобразующим факторам относят формы общественного сознания,
социальных отношений, виды производственной и другой деятельности.
Важную роль играют и типичные для той или иной сферы автор речи (частное
лицо, официальное лицо, государственное учреждение и т. п.), адресат
(собеседник, массовая аудитория), тематика общения, целевая установка и
др.
Для многих современных литературных языков выделяются
обиходно-литературный, газетно-политический,
производственно-технический, официально-деловой и научный Ф. с., но
объём каждого из них, соотношение друг с другом, место в стилистической
системе в разных языках неодинаковы. Во всех языках центральное
положение занимает обиходно-литературный стиль, бытующий в широком
повседневном неспециальном общении и в художественной литературе, -
«нейтральная» разновидность литературного языка, на фоне которой
проявляются особенности других Ф. с. В её пределах дифференцируются
возвышенный/сниженный стили языка, отражающие различие типов ситуаций
общения (см. Стиль в языкознании).
Газетно-политический стиль связан с общественно-политической сферой
жизни, официально-деловой - стиль деловых бумаг и специального общения в
экономической, юридической, дипломатической сферах, в
государственных учреждениях и т. п., научный и
производственно-технический стили обслуживают науку и
производственно-техническую сферу. Статус языка художественной литературы вызывает споры.
Некоторые учёные считают его Ф. с. (Р. А. Будагов, М. Н. Кожина и
другие), другие видят в нем особое явление, отмечая, что он соотносится
со всем национальным языком, включая
территориальные и социальные диалекты. Спорным
остаётся вопрос о месте разговорной
разновидности в системе Ф. с. литературного языка (работы
Е. А. Земской, О. А. Лаптевой, О. Б. Сиротининой и других).
Ф. с. - категория социальная и историческая, зависящая от исторически
изменяющихся социально-культурных условий использования языка,
порождённая сложностью и многообразием общественно-речевой практики
людей. Системы Ф. с. различны в различных языках и в разные эпохи
существования одного языка. Так, социально значимыми являются у многих
народов сферы устной народной словесности, культа, что вызывает к
жизни соответствующие функциональные разновидности языка.
В определённые периоды, особенно предшествующие складыванию наций и
литературных языков, определённые сферы общения могут обслуживаться
чужими языками (см. Латинский
язык).
Ф. с. реализуется в устной и письменной формах и имеет особенности в
лексике, фразеологии,
словообразовании, морфологии, синтаксисе, фонетике, в использовании
эмоционально-оценочных и экспрессивно-образных
средств, в наличии своей системы клишированных
средств. Для системы Ф. с. существенную роль играет взаимодействие
противопоставленных по своим признакам книжно-письменных и
устно-разговорных языковых средств. Различен в Ф. с. удельный вес
стилистически-нейтральных средств выражения.
Функционально-стилистические границы в современных литературных
языках тонки и сложны, однако существует регулярная воспроизводимость,
предсказуемость употребления определённых языковых явлений для каждого
Ф. с. Закономерности функционально-стилистической системы носят во
многом вероятностно-статистический характер; например, грамматических явлений, имеющих
функционально-стилистическую отмеченность, в целом немного, но
различия в частотности сходных грамматических явлений в разных Ф. с.
весьма значительны.
Научное изучение Ф. с. начинается в 20 в. и углубляется в связи с
формированием функционального подхода к языку. Основы функциональной
стилистики в советском языкознании были
заложены в 20-30‑х гг. 20 в. трудами В. В. Виноградова, Г. О. Винокура,
Б. А. Ларина, А. М. Пешковского, Л. В. Щербы, Л. П. Якубинского и
других. Существенную роль в выяснении понятий стилистики сыграла
дискуссия в журнале «Вопросы языкознания» (1954-55), работы
Г. В. Степанова, Д. Н. Шмелёва, Лаптевой, Кожиной и других.
Исследованию проблем функциональной стилистики посвящены работы
В. Матезиуса, В. Гавранека, Й. Вахека, А. Едлички, а также Дж. Р. Фёрса,
М. А. К. Халлидея, этно- и социолингвистов США (Дж. Гамперца, У. Лабова и
других), исследовавших языковую ситуацию у
многих народов мира. В связи с компьютерным моделированием речевого общения ведётся также
изучение типов (жанров) текстов, которые пересекаются с Ф. с. и
выделяются по сходным признакам, поддающимся статистической
обработке.
Виноградов В. В., О понятии «стиля языка» (применительно к
истории русского литературного языка), «Изв. АН СССР, сер. ОЛЯ», 1955,
т. 14, в. 4;
его же, Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, М.,
1963;
Щерба Л. В., Современный русский литературный язык, в его
кн.: Избранные работы по русскому языку, М., 1957;
Винокур Г. О., О задачах истории языка, в его кн.:
Избранные работы по русскому языку, М., 1959;
Гавранек Б., О функциональном расслоении литературного
языка, пер. с чеш., в кн.: Пражский лингвистический кружок, М.,
1967;
Кожина М. Н., К основаниям функциональной стилистики,
Пермь, 1968;
Развитие функциональный стилей современного русского языка, М.,
1968;
Новое в лингвистике, в. 7. Социолингвистика, М., 1975;
Степанов Г. В., Типология языковых состояний и ситуаций в
странах романской речи, М., 1976;
Шмелёв Д. Н., Русский язык в его функциональных
разновидностях. (К постановке проблемы), М., 1977;
Новое в зарубежной лингвистике, в. 9. Лингвостилистика, М.,
1979;
Лаптева О. А., О языковых основаниях выделения и
разграничения разновидностей современного русского литературного языка,
«Вопросы языкознания», 1984, № 6;
Новое в зарубежной лингвистике, в. 24. Компьютерная лингвистика, М.,
1989;
Crystal D., Davy D., Investigating
English style, [L. - Harlow, 1969];
см. также литературу при статьях Стиль в языкознании и Стилистика.
В. П. Мурот.
функциональный стиль (функциональная разновидность языка, функциональный тип речи)
Исторически сложившаяся, общественно осознанная речевая разновидность, обладающая речевой системностью, специфическим характером, сложившимся в результате реализации особых принципов отбора и сочетания языковых средств, разновидность, соответствующая сфере общения и деятельности, соотносимой с определенной формой сознания: наукой, искусством, правом и т.п. По А.Н. Васильевой, Ф.с. - это макростили. Ф.с. - это исторически сложившийся тип функционирования языка, существующий в сознании говорящих, представляющий собой крупные композиционные типы речи, созданный под влиянием комплекса базовых экстралингвистических стилеобразующих факторов (В.В. Виноградов, М.М. Бахтин, Б.Н. Головин). В русской лингвистической и чехословацкой традиции выделяются следующие Ф.с.: научный, публицистический, официально-деловой, художественный, религиозный. В русистике существует противоречивое мнение о статусе художественного стиля речи и разговорного стиля. Ф.с. обычно рассматривается как речевое явление (текстуальное), как стиль речи. По В.В. Виноградову, Ф.с. - явление литературного языка. Ф.с. рассматриваются как разновидности литературного языка (строя языка) Д.Н. Шмелевым, А.Н. Кожиным. А. Панфиловым, В.В. Одинцовым и др. По М.Н. Кожиной, правомерно объединение обеих позиций: "Ф.с. речи - это реализация в живом речевом общении потенциальных возможностей языка".
Ф.с. не отличается монолитностью:
1) на высшем уровне абстракции - это макростиль;
2) на низшем - подстили и другие частные разновидности, периферийные структуры. Научное изучение Ф.с. началось в 20-е гг. ХХ в. в трудах ученых Пражского лингвистического кружка, в работах Г.О. Винокура, В.В. Виноградова, затем - Ю.С. Степанова, В.П. Мурат, Т.Г. Винокур, А.Н. Васильевой, Б.Н. Головина, В.Г. Костомарова, М.Н. Кожиной, К.А. Роговой, Н.М. Разинкиной, О.Б. Сиротининой, Г.Я. Солганика, Т.В. Матвеевой и др.
по М.Н. Кожиной. Своеобразный характер речи той или иной социальной ее разновидности, соответствующей определенной сфере общественной деятельности и соотносительной с ней форме сознания, создаваемой особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организацией [Стилист. рус. яз. 1993: 51].
(в социолингвистике)
Разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной сфере общественно-речевой практики людей. Ф.с. выделяется с учетом цели высказывания, понимаемой в социолингвистике как неосознанное стремление говорящего идентифицировать себя с определенной социальной ролью, продемонстрировать свою принадлежность к той или иной речевой общности, сформировавшейся под влиянием использования языка как средства ролевой идентификации. По В.В. Виноградову, Ф.с. - "общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа".
Функциональный стиль (функциональная разновидность языка, функциональный тип речи)
Исторически сложившаяся, общественно осознанная речевая разновидность, обладающая речевой системностью, специфическим характером, сложившимся в результате реализации особых принципов отбора и сочетания языковых средств, разновидность, соответствующая сфере общения и деятельности, соотносимой с определенной формой сознания: наукой, искусством, правом и т.п. По А.Н. Васильевой, Ф.с. - это макростили. Ф.с. - это исторически сложившийся тип функционирования языка, существующий в сознании говорящих, представляющий собой крупные композиционные типы речи, созданный под влиянием комплекса базовых экстралингвистических стилеобразующих факторов (В.В. Виноградов, М.М. Бахтин, Б.Н. Головин). В русской лингвистической и чехословацкой традиции выделяются следующие Ф.с.: научный, публицистический, официально-деловой, художественный, религиозный. В русистике существует противоречивое мнение о статусе художественного стиля речи и разговорного стиля. Ф.с. обычно рассматривается как речевое явление (текстуальное), как стиль речи. По В.В. Виноградову, Ф.с. - явление литературного языка. Ф.с. рассматриваются как разновидности литературного языка (строя языка) Д.Н. Шмелевым, А.Н. Кожиным. А. Панфиловым, В.В. Одинцовым и др. По М.Н. Кожиной, правомерно объединение обеих позиций: «Ф.с. речи - это реализация в живом речевом общении потенциальных возможностей языка».
Ф.с. не отличается монолитностью:
1) на высшем уровне абстракции - это макростиль;
2) на низшем - подстили и другие частные разновидности, периферийные структуры. Научное изучение Ф.с. началось в 20-е гг. ХХ в. в трудах ученых Пражского лингвистического кружка, в работах Г.О. Винокура, В.В. Виноградова, затем - Ю.С. Степанова, В.П. Мурат, Т.Г. Винокур, А.Н. Васильевой, Б.Н. Головина, В.Г. Костомарова, М.Н. Кожиной, К.А. Роговой, Н.М. Разинкиной, О.Б. Сиротининой, Г.Я. Солганика, Т.В. Матвеевой и др.
в социолингвистике
Разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной сфере общественно-речевой практики людей. Ф.с. выделяется с учетом цели высказывания, понимаемой в социолингвистике как неосознанное стремление говорящего идентифицировать себя с определенной социальной ролью, продемонстрировать свою принадлежность к той или иной речевой общности, сформировавшейся под влиянием использования языка как средства ролевой идентификации. По В.В. Виноградову, Ф.с. - «общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа».